Лицензия Creative Commons: что это такое.

Картинка к статье что такое лицензия Creative Commons

Если вы начали заниматься ютубом, то, возможно, заметили, что на платформе есть лицензия Creative Commons и Standard. Давайте посмотрим, что это такое и различия между ними.

Лицензия креатив коммонс в ютубе

Что означает лицензия creative commons на YouTube? Стандартное право – это разрешение компетентного органа на владение или использование чего-либо. Здесь мы полагаемся на согласие, которое разрешает блогеру копировать и распространять материал в интернете. YouTube – это хостинг для обмена видео с набором правил и положений в соответствии со своей политикой.

Когда пользователь загружает видео, у него есть два выбора. Первый вариант – это стандартная лицензия YouTube, которая означает, что автор отдаёт права на трансляцию YouTube. Это по существу означает, что ваше видео может быть доступно только с YouTube для просмотра и не может быть воспроизведено или распространено в любой другой форме без вашего согласия.

Второй тип – лицензия creative commons на youtube.

Стандартная YouTube или лицензия Creative Commons

Основное отличие в том, что при стандартной лицензии никто не может взять видео автора для основы собственной работы (без упоминания оригинального видео). При этом в стандартном разрешении владелец оригинального видео имеет право полностью запретить копирование и редактирование ролика.

Однако если при загрузке видео вы выберете креатив коммонс ютуб, то другие могут использовать любые части вашего ролика. Разрешается редактировать, перекомпилировать, менять и переиначивать исходник. За исключением замены авторского права на оригинал и четкое указание на источник.

Кроме того, автор оригинала не отвечает за любые убытки, причиненные производным произведением.

3 частных вопроса о стандартной лицензии YouTube:

  • Законно ли делиться видео со стандарной лицензией с друзьями на Facebook? Это совершенно нормально – делиться видео YouTube на Facebook или в любых социальных сетях, потому что, во-первых, если бы обмен был запрещен, то, вероятно, не было бы кнопки “Поделиться”. Более того, нажав кнопку Поделиться или Копировать, вы просто берёте ссылку на оригинальное видео с ютуба.
  • Могут ли медиа-компании (например, телешоу) показывать видео без моего разрешения? Медиакомпании – это коммерческие организациями, поэтому, прежде чем взять ролик, они должны получить юридическое разрешение от автора. Особенно это касается тех случаев, когда владелец ролика применил стандартное разрешение.
  • Могу ли я использовать видео, помеченные как “стандартная лицензия YouTube”, для некоммерческого видео? Для стандартного лицензионного видео YouTube существует жесткое правило. Первоначальный автор может претендовать на свой ролик, поскольку у него есть на это права. Для некоммерческого видео блогеру придётся убедить автора в том, что вы ничего не выигрываете от его ролика или музыки. Поэтому рекомендуем сначала получить разрешение.

Организация Creative Commons

Некоммерческая организация Creative Commons (CC) разработала авторам готовые соглашения для защиты от пиратства. Лицензии CC – это способ договорного регулирования отношений авторов и блогеров. Они действуют в США, Европе и России.

Эта организация не выпускает контент, и не регулирует споры блогеров и правообладателей. Лицензии Creative Commons авторы применяют по желанию.

Типы лицензий Creative Commons

Есть четыре лицензии Creative Commons, которые комбинируются между собой и образуют в общей сложности шесть соглашений CC. Объединяет их то, что работы, лицензированные по CC, могут предлагаться только бесплатно.

Кроме того, авторское право и источник нужно указывать. Сreative commons license безотзывные, т.е после получения разрешения оно не может быть отозвано задним числом.

Для обозначения конкретной лицензии разработали код из символа и буквы.

CC BY

Лицензия CC BY – это самый простой тип CC. Он означает, что блогер должен указать имя автора. Работы с этой маркировкой можно редактировать, а также скачивать, чтобы зарабатывать на блоге в ютубе или инстаграм.

CC BY-SA

Аббревиатуру расшифровывают Attribution & Share Alike. Это то же самое, что и первый тип, плюс дополнительное ограничение – новый продукт должен иметь ту же маркировку, что и оригинал.

CC BY-ND

Произведение с лицензией Attribution & No Derivatives нельзя отредактировать, оно должно сохранить свою целостность. При этом возможно распространение произведения для ютуб монетизации при условии указания авторства.

CC BY-NC

Расшифровывают Attribution & Non-Commercial. Ограничивают только заработок в интернете и ютуб. Произведения с такой аббревиатурой можно редактировать, менять, брать за основу, распространять на некоммерческой основе при условии указания авторства.

CC BY-NC-SA

Разрешение Non-Commercial & Share Alike расчитано только для некоммерческих целей. Новые произведения на его основе лицензируют на тех же условиях.

CC BY-NC-ND

Переводится как Attribution, Non-Commercial & No Derivatives. Произведения с этой маркировкой можно использовать только в некоммерческих целях. Редактировать оригинальную работу нельзя.

Маркировка аббревиатурой creative commons attribution даёт авторам легко определять условия скачивания своей работы.

Благодаря этим аббревиатурам поисковые системы и веб-браузеры могут легко распознавать, как применяют картинки creative commons, музыку и фотографии. На сайте creativecommons.org автор найдёт лицензию всего за несколько кликов.

Преимущества лицензии CC для правообладателей

Правообладатели имеют больше прав с лицензиями креатив коммонс. Без этого договора автор может публиковать свои работы под юридическим псевдонимом “Все права защищены”, либо вообще не публиковать. Эта форма правовой защиты работает, если правообладатель не делает никаких пояснений при публикации.

Если быть точным, то “все права защищены ” означает, что третьи лица вообще не могут скачивать произведение. Это не всегда работает в пользу автора. Если, например, автор публикует видео с намерением разрешить копирование, он будет специально давать права для каждого скачивания.

Художники часто не знают авторское право для юридически обоснованных разрешений копирования своих материалов. А найм адвоката, может стоить дорого. Лицензии CC – бесплатное решение, чтобы не выставлять свою работу незащищенной. По крайней мере, соглашения CC добавляют уровень правовой определенности авторам и блогерам.

Плюс creative commons videos при распространении в интернете – простота. Лицензия креатив коммонс исключает сложные соглашения. Нужно просто промаркировать работу аббревиатурой.

Например, на сайте soundcloud композиторы выкладывают музыку без авторских прав для ютуба и влогов с маркировкой СС.

Картинка soundcloud creative commons

Бесплатный доступ

Сотни фотографов применяют creative commons photo, потому что они за свободный и открытый доступ. Это не редкость, когда открытые правовые модели применяют члены фотографических сообществ.

Кроме того, фотографы через CC поощряют копирование своих работ в интернете в попытке создать репутацию. Без бесплатного лицензирования пользователям придется запрашивать права у фотографа в любое время, когда они захотят скачать картинку. Это часто приводит к тому, что изображения копируют без разрешения, а это не в интересах автора.

Многие музыканты также рассматривают creative commons music как способ внести свой вклад в доступные ресурсы в интернете, добавив свои треки на сайты с фоновой музыкой для бесплатного скачивания.

Для начинающих художников быстрое распространение их картин очень полезно, чтобы получить признание. Выпуск работы со свободными правами стимулирует распространение через интернет. Потому что она будет отображаться в поисковых системах, когда пользователи специально ищут свободный от прав материал.

Скриншот поск в google лицензионных картинок

Недостатки CC

Применение common creative для записи роликов не даёт полных прав. Каждая из шести атрибуций требует от блогера, по крайней мере, указать имя автора. В этой связи становятся видны недостатки CC. Хотя они легко интегрируются, они не дают тех же плюсов что индивидуальное разрешение. Например, лицензия CC не может ограничивать время действия соглашения.

Примечательно, что после подтверждения СС, права становятся юридическими соглашениями и не могут быть отозваны. Если, например, автор или блогер решит, что атрибуция CC не подходит, после маркировки слова о незнании условий не защитят. Общий договор  в отношении лицензирования CC в том, что любой, кто их использует, заранее знает, какие права он может передавать.

Хотя Creative Commons разрешает копировать материал бесплатно без разрешения правообладателя, нарушение лицензионных условий по-прежнему считают нарушением авторских прав.

Вопрос о том, может ли автор требовать возмещения ущерба, причиненного таким нарушением, оценивается в зависимости от конкретного инцидента. И возмещение ущерба могут присудить даже в случае нарушения лицензии Creative Commons.

Не всё регламентировано Условиями лицензии CC. Например, условия не объясняют подробно, что означает “коммерческий”. Они пишут, что коммерческий акт – это такой акт, который даёт деловую выгоду.

Например в России или Германии, лицензии Creative Commons рассматривают как рамочные условия. Если правила нарушают местные законы, то считаются недействительными.

Ошибки атрибуции

Материал можно копировать до тех пор, пока блогеры соблюдают условия действующей лицензии. Несмотря на четкое правовое регулирование, фотографии creative commons публикуют без указания автора. Так, автор лишается ценной рекламы. Он может вынести предупреждение или судебный иск, который обычно признают суды. Когда иски поступают в суд, фотограф обычно получает 100% надбавку к лицензионному платежу в качестве компенсации.

Что вы можете сделать, если изображения CC распространяются с неполной или неверной информацией о лицензии? Автор произведения может отреагировать предупреждением. Правообладатели могут потребовать выполнить правила атрибуции.

Даже если это бесплатная публикация по лицензии CC, фотограф все равно может потребовать возмещения убытков. В этом случае сумма рассчитывается на основе предполагаемой цены фотографии, музыкального трека или видеоролика. Цену определяют по рекомендованным индексам вознаграждений (эти индексы в каждой стране свои).

На этом закончим обзор о лицензии creative commons. Пишите вопросы в комментариях.

Оцените запись
Шапки для Ютуба
Добавить комментарий

  1. Kraouk

    Я вообще не понимаю, в каких целях ютуберы выбирают лицензию creative commons, это ж значит, что кто угодно может взять твой видос и выложить у себя на канале от своего имени, и будет еще и деньги на этом зарабатывать

    Ответить
    1. Valikzant

      Может, но только с указанием автора. А это реклама для автора с этой лицензией

      Ответить
  2. Мухожук

    Допустим, я хочу выложить на Ютубе ролик под CC BY-NC-ND. Как это грамотно обозначить, если сервис разрешает только два варианта – его стандартная лицензия и простая CC BY? Я бы мог предположить, что можно просто самостоятельно написать “CC BY-NC-ND” в описании, но ведь тогда Ютуб при случае не отреагирует на мои жалобы на нарушения “NC” и “ND” другими пользователями?

    Ответить